Эксперт АЕБ дал комментарий телеканалу "Беларусь-1"
25.11.2014
Минэкономики выносит на широкое обсуждение проект Национальной стратегии развития Беларуси на ближайшие 15 лет. Фактически проект-2030 представляет собой долгосрочный план действий в области экономики, социальной политики и экологической безопасности. Минэкономики рассчитывает на вовлеченность всех участников белорусского гражданского общества и надеется, что это послужит основой для дальнейшего диалога по вопросам стратегии развития страны между различными группами населения, в ходе которого ряд ее положений будут уточняться и дополняться.
Рассказывает Андрей Лаптенок. Не раз поднимался вопрос, и на уровне Главы государства, и на уровне правительства, что все ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить широкое общественное обсуждение. Так называемое нулевое чтение. И самое главное, те общественные советы, которые создаются при органах власти, не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а обязаны быть конструктивным оппонентом для министерских чиновников.
Общественность, в этом смысле как третейский судья, который может примерить и позиции в правительстве. Впрочем, условное разделение министров на консерваторов, и сторонников модернизации тоже на руку. С одной стороны, устойчивого развития не бывает без стабильности институтов, а с другой, постоянно возникают совершенно новые вызовы, и нужно идти в ногу с ними.
Евгений Мордосевич, Ассоциация европейского бизнеса: "Мобильность, оперативность, инновационность знаний, как в сфере менеджмента, так и в сфере реализации каких-либо проектов это главные плюсы, которые важны для госорганов".
Именно поэтому бизнес, как институт мобильный, первый реагирует на вызовы и незаменим как участник большого диалога.
Рустам Акбердин, директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК: "Бизнес это тот, кто создает рабочие места, тот, кто решает реальные экономические проблемы и даже те люди, кто сегодня делает мебель, шьют обувь, строят дороги и еще не считают себя бизнесменами и работают в государственных предприятиях, завтра с неизбежностью перейдут на рыночное начало".
Сегодня от проекта документа ждут не просто четко расставленных приоритетов и целей, а его сбалансированности, увязки с денежно-кредитной политикой и мощным интеграционным объединением в лице ЕАЭС. Выбирая ориентиры, надо понимать - просчеты могут дорого обойтись. От того, лица принимающие решения смотрят на цифры, и готовы к контраргументам.
Даниил Цыганков, представитель Высшей школы экономики, г. Москва: "Это помогает принимать взвешенные решения. Во всяком случае те, которые дают среднесрочный эффект, а не принимать популистские решения, которые может быть очевидно надо принять сейчас, но уже через неделю через две оказывается что что-то не предусмотрели, надо менять".
В техническом смысле Беларусь может использовать пять моторов, которые в разной степени сработают на экономический рост. Первый - это страховка от рисков энергетического рынка в виде собственной АЭС и объектов малой энергетики. Далее, транзит и логистика. Кроме того: условия для создания новых производств, инновации и самое главное - человеческий потенциал. Идеально, когда это работает вместе. Фактически об этом говорил Президент, открывая новое производство в Фаниполе. Приоритет мощным проектам, которые решают сразу несколько стратегических для страны задач.
Фактически это означает инвестировать в человеческий потенциал. Города-спутники в перспективе - современные центры, где людям удобно жить и работать. Сюда же относим поддержку образования и здравоохранения. Не имея сырьевых ресурсов, опираться на людей - самое разумное. И, конечно, не посоветоваться с ними как жить в ближайшие 15 лет было бы опрометчиво. К слову, документ уже прошел стадию рассмотрения на заседании межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители государства и бизнеса.