Дело чести
14.01.2015
До недавних пор белорусский бизнес имел весьма отдаленное представление о корпоративной социальной ответственности (КСО). У большинства руководителей она ассоциировалась лишь со своевременной уплатой налогов и предоставлением социальных гарантий работникам. Благотворительностью предприятия занимались время от времени, причем преимущественно из-под палки (по разнарядке органов госуправления). Тем временем для западных компаний КСО давно уже стала нормой, не просто имиджевой компонентой, а делом чести, точнее - репутации.
Западную компанию, у которой не на высоте корпоративная социальная ответственность, могут, например, не пустить на местный рынок, как это произошло с некоторыми американскими корпорациями в Нью-Йорке. Сегодня принципиальность, строгость и высокая требовательность городской администрации этого города к соблюдению КСО известна каждому американскому бизнесмену. Кроме того, обычные граждане - потребители продукции - могут и вовсе отказаться от приобретения товара, предлагаемого компанией, подмочившей свою репутацию в вопросах соблюдения КСО. Найти замену практически любой услуге или товару в современном мире с его высокой конкуренцией не составляет труда. Сам же потребитель не просто хочет, но уже даже требует от крупных корпораций социально ответственного подхода к нуждам граждан страны, на рынке которой работает компания. И бизнесу приходится сэтим считаться.
НАШ ОПЫТ
В отличие от западных компаний белорусские организации и предприятия стали осознавать необходимость соблюдения принципов корпоративной социальной ответственности лишь последние несколько лет. При этом первопроходцами в вопросах КСО в Беларуси стали «дочки» крупных зарубежных корпораций. Придя в Беларусь, они принесли с собой и опыт, наработанный за рубежом.
«Исконно белорусским предприятиям теперь есть с кого брать пример и, как результат, отношение руководителей отечественных государственных и частных компаний к КСО постепенно меняется. Особенно заметны эти изменения, если сравнивать нынешнее положение дел с ситуацией 2008 г. Однако многие отечественные организации и предприятия занимаются благотворительностью по-прежнему лишь по указке сверху, - отметил во время семинара «Инновации в КСО», состоявшегося в начале октября в Минске в Ассоциации Европейского Бизнеса, руководитель «Агентства социального маркетинга GrandBS», представитель фонда «Чистое действие» Дмитрий Гмыза. - Средства на благотворительность белорусским бизнесом направляются с каждым годом все большие, но… Часто в действиях руководителей нет системности, не наблюдается парадигмы, которая прослеживается в работе зарубежных компаний».
Вместе с тем благотворительность все чаще имеет конкретный адрес. И это уже большой плюс. Если взять отчет о КСО какого-нибудь крупного предприятия, то там можно найти не суммы, перечисленные в какой-либо фонд, занимающийся благотворительностью, а непосредственных адресатов: указывается, например, что помогли детскому садику и указывается перечень выполненных работ или отреставрировали памятник (опять же с перечнем работ!), находящийся по такому-то адресу. Правда, эта практика конкретных дел тоже в большей степени характерна для «дочек» крупных зарубежных компаний в Беларуси. «У них, за рубежом, так принято, - продолжает Д.Гмыза, - При этом они не просто придерживаются практики конкретных дел, но и регулярно вывешивают для ознакомления общественности отчеты о проделанной ими работе в рамках КСО. Эти отчеты - такая же норма, как финансовые - для акционеров. И если последние в Беларуси тоже не проблема найти в открытом доступе, то отчеты о работе в рамках КСО можно обнаружить только в основном на сайтах крупных компаний».
С 2008 г. в Беларуси не прекращаются нарекания на то, что заниматься благотворительностью в стране мешают высокие налоги. Это действительно так, но лишь отчасти. «С утверждением, что налоги препятствуют благим делам, можно поспорить в том плане, что КСО - все-таки добровольная инициатива, - считает эксперт. - А сегодня все чаще приходится слышать, что КСО - это и вовсе исключительная сфера ответственности лидера компании (руководителя, владельца), так как любые процессы начинаются «с головы». Подтверждение тому - многочисленные саммиты под эгидой ООН, которые поднимают вопросы социальной ответственности лидеров транснациональных корпораций, а также конкретные проекты в Беларуси».
У наших частных или государственных предприятий, где лидер осознает, что КСО начинается с его персональной ответственности перед обществом, обязательно имеется в стадии реализации какой-либо благотворительный проект. И к чести отечественных бизнесменов, таких проектов немало. Например, знаковым стало появление благотворительного фонда «Шанс». Решение о его создании несколько лет назад приняли в ОАО «Белгазпромбанк». Фонд - инновационная структура, созданная как отдельная самостоятельная организация, которая занимается сбором средств для оказания помощи тяжелобольным детям.
Компания «Велком» отметилась акцией по продаже смартфонов, в ходе которой отчисляла часть прибыли детским учреждениям. При этом «Велком» не только переводил деньги, но и вкладывал средства в раскрутку этого проекта через СМИ. «Белорусские СМИ, к сожалению, не хотят бесплатно писать о благотворительных проектах отечественных бизнес-структур», - сетует Д.Гмыза.
«ПОМОГИ СЛУЧИТЬСЯ ЧУДУ!»
Яркий пример из практики КСО - проект «Помоги случиться чуду!» ОАО «Белинвестбанк», реализуемый совместно с международной компанией VISA. В рамках благотворительной программы собираются средства в поддержку Ждановичского детского дома для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети, находящиеся здесь, вдвойне нуждаются в помощи - они сироты, причем многие серьезно больны.
«Наша программа «Помоги случиться чуду!» хороша тем, что присоединиться к ней могут люди любого достатка. Для этого необходимо при получении
зарплатной карточки оформить благотворительную. И у нас есть примеры нескольких предприятий, где благотворительные карточки получили почти
все сотрудники», - рассказал директор картцентра ОАО «Белинвестбанк» Вадим Головчиц.
Банк сразу перечисляет 50% от стоимости карточки при ее приобретении клиентом на счет детского дома. А дальше, какой карточкой расплачиваться за товар или услугу - зарплатной или благотворительной - решает клиент. Если он использует благотворительную, со счета держателя списывается 0,25% от суммы покупки, которые направляются на счет Ждановичского детского дома. В знак солидарности «Белинвестбанк» добавляет еще 0,25% к списанной со счета клиента сумме.
Деньги расходуются на покупку детям лекарств, ремонт помещений, приобретение техники, в том числе современной бытовой (в частности, для пищеблока детского учреждения) и другие цели. Ведется строгая отчетность. Дирекция детского дома предоставляет по каждому приобретению подтверждающие документы. «Все прозрачно и эффективно, - заверил В.Головчиц. - Мы изначально запланировали, чтобы участники инновационной программы видели, как расходуются их деньги».
Проект «Помоги случиться чуду» существует более 3 лет, он - инновационный и ребрендинговый для «Белинвестбанка», был разработан его сотрудниками, в частности, картцентра. Украшает благотворительную карточку рисунок воспитанника Ждановичского детского дома Никиты Якубовского. «В процессе разработки внешнего вида благотворительной карточки он был немножко стилизован сотрудниками картцентра», - поясняет представитель банка.
Программы, аналогичные «Помоги случиться чуду!», существуют на Украине, в России, других странах. В Беларуси же такой проект реализован впервые.
ДАЙТЕ ИМ ШАНС
Еще одно важное направление КСО - социальная занятость, при которой рабочие места предоставляются людям с ограниченными возможностями. Но если с необходимостью направлять средства на благотворительность белорусскому бизнесу все более или менее ясно, то у большинства руководителей компаний и их сотрудников нет полного понимания, что такое сопровождаемое трудоустройство. Это работа инвалидов под наблюдением закрепленного за ними специалиста.
«Даже когда я просто рассказываю о работе наших мастерских, мои слушатели не всегда понимают, о какой категории людей с ограниченными возможностями
идет речь. Между тем, наши подопечные - это люди, которых практически невозможно трудоустроить на открытом рынке труда: у них снижен интеллект, мотивировать их к труду необходимо не каждый день, а каждый час, большинство из них могут выполнять ту или иную операцию лишь под наблюдением. Предоставлять им рабочие места большинству нанимателей кажется проблематичным, хлопотным и невыгодным», - говорит директор ПТУП «АртИдея», руководитель структурного подразделения Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Октябрьского района города Минска Наталья Амплеева.
Вместе с тем получение статуса работника очень сильно меняет мироощущение таких людей. Для них работа ассоциируется с белой рубашкой, портфелем и галстуком. И они очень ответственно относятся к выполнению порученного им дела. «Мы прекрасно понимаем, что сопровождаемое трудоустройство невозможно без партнерства общества, бизнеса и государства, - продолжает Н.Амплеева. - Общество должно заострять внимание на проблеме трудоустройства людей с ограниченными возможностями, государство - создавать соответствующие дополнительные условия для нанимателей, а бизнес… Бизнес мы просто хотим попросить дать инвалидам шанс почувствовать себя такими же людьми, как мы - нужными не только своим родным и близким, но и обществу, и стране». Существует множество операций, которые в силу их монотонности и невысокой оплаты вряд ли станут выполнять здоровые люди. Почему бы их не поручить инвалидам? Тем более что за рубежом подобный опыт уже давно наработан. В крупных зарубежных компаниях монотонные и низкооплачиваемые операции поручают инвалидам, убивая при этом сразу двух зайцев: предлагают таким людям столь необходимую им работу и извлекают выгоду для собственного производства (здоровым работникам пришлось бы заплатить больше, а автоматизировать эти операции бывает невыгодно).
Одно из главных заблуждений белорусских нанимателей - это то, что привлечение на предприятия людей с ограниченными возможностями не может приносить прибыль. «На самом деле все зависит от того, как будет организована их работа на предприятии, в чем мы нанимателям всегда готовы помочь», - заверила эксперт.
Дополнительным аргументом трудоустройства таких людей является то, что они вначале год проходят адаптацию в мастерских и лишь после этого им подыскивается работа по способностям на открытом рынке труда. «Спасибо тем нанимателям, которые пошли нам навстречу, надеемся, что их с каждым годом будет становиться все больше» - резюмировала Н.Амплеева.
Следует подчеркнуть, что сегодня в мире сопровождаемое трудоустройство является одной из самых существенных частей КСО. Если корпорация предоставляет людям с ограниченными возможностями рабочие места, то это говорит не только о высокой степени социальной ответственности перед обществом,
но и о том, что в груди акционеров бьется сердце, восприимчивое к чужой беде и боли. Для белорусских же бизнес-структур сопровождаемое трудоустройство в большинстве своем остается инновацией, так до сих пор и не освоенной.
Елена КОВАЛЕВА,