Почему в Беларусь плохо идет крупный инвестор?

27.09.2011

Около 2 лет назад в Беларуси была создана Ассоциация Европейского Бизнеса, но по-настоящему ее деятельность разворачивается только сейчас. Она призвана объединять людей и организации, которые заинтересованы в существовании и развитии свободного предпринимательства в Беларуси на принципах европейской культуры и международного права. Ведь условия работы для бизнеса в Беларуси очень сложные и отличаются от других стран. По имиджу развития наша страна занимает одно из последних мест в мире, однако ее местонахождение, трудовые ресурсы и инфраструктура, привлекательны для международного инвестора. Через единую организацию будет легче находить пути адаптации инвесторов в стране и защищать общие интересы.

«Ассоциация, представляющая европейский бизнес в Беларуси чрезвычайно важна, особенно если учесть, что в стране наступают «интересные времена» и открываются огромные перспективы с точки зрения привлечения инвестиций. Коллективное сотрудничество, обсуждение этих вопросов и возможностей полезно для каждого участника Ассоциации», - считает идейный вдохновитель создания Ассоциации европейского бизнеса, директор Белорусского исследовательско-образовательного центра «BEROC» Павел Данейко.

Ассоциация Европейского Бизнеса существует практически во всех странах, которые представляют интерес для европейского бизнеса. Если посмотреть на наших соседей, то подобные ассоциации есть в России, Украине, Прибалтийских странах, а Беларусь до недавнего времени являлась «белым пятном».

«Сейчас мы хотим привнести традиции европейского бизнеса в Беларусь, чтобы мы были хорошо интегрированы в то сообщество деловых людей, которые существуют во всем мире», - сказал председатель АЕБ Андрей Мицкевич.

По словам Павла Данейко, суть Ассоциации европейского бизнеса заключается в экономическом лоббировании интересов бизнеса, предложении концепций развития, которые были бы выгодны европейскому бизнесу. И стесняться этого не нужно. Инвесторы приходят в Беларусь не для того, чтобы ее осчастливить, а чтобы заработать деньги и только потом привнести доходы в страну. Также у иностранцев может возникнуть культурный конфликт и «голод» общения в незнакомой стране, поэтому очень важно, особенно для европейцев, создать дружественную среду для общения и обсуждения в деловых кругах назревших вопросов бизнеса. Ассоциация и призвана создавать условия.

Представления об экономике в Беларуси колеблются между «крайне левыми» и «крайне либеральными», нам не хватает трезвого понимания реальности. «Крайне левые» взгляды – это изначальное непринятие инвестора, а «крайне либеральные» основываются только на букве закона. Но ни одна, ни другая крайность не способна привлечь крупного инвестора. У Шекспира в «Венецианском купце» есть хорошая фраза «Если бы делать было также легко, как знать, что надо делать, то часовни стали бы храмами, а хижины – дворцами» и это очень верное замечание.

Кроме того, что белорусские власти решили привлекать инвесторов хорошими законами, нужно с ними еще работать. «Если в Китае вы хотите создать бизнес, то вам покажут промышленную зону, где нет предприятий, но есть земля с соответствующей инфраструктурой. Когда инвестор приходит, ему без лишней волокиты и сотни согласований дают участок и говорят «развивайся». А время в бизнесе – это один из решающих факторов зоны риска. Теперь сравните, что происходит у нас. Мы объявили цель, создали рамки, но не умеем в них работать» - говорит Павел Данейко.

По его словам, Беларуси необходимо добиваться двух вещей: создания образа привлекательности для иностранного инвестора и научиться ценить время. Этого возможно добиться через сеть маркетинговых решений: начиная от PR-проектов для создания истории успеха в бизнесе, заканчивая созданием «удобной» среды для приезда иностранного бизнеса через учет добавочных интересов (хорошие рестораны, дороги, магазины и т.д.).

«Мало создать хорошие условия, нужно объяснить, что они существуют и действуют. Именно это является основной целью Ассоциации Европейского Бизнеса» - сказал Павел Данейко.

Ежедневник