Что препятствует инвестициям в строительную отрасль Беларуси?

30.03.2015

Заседание по вопросам инвестиций в строительство состоялось 27 марта 2015 года на площадке Ассоциации Европейского Бизнеса. Спикерами выступили Светлана Бабинцева, адвокат МГКА, партнер ООО «Кастомс энд Корпорейт Лойерс Бел», член международной партнерской сети, и Екатерина Забелло, партнер ООО «Власова, Михель и Партнеры».

Темой обсуждения представителей компаний Bryce S. A., «Офис Солюшнз», «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», ООО «Энергопро Инжиниринг», ЗАО «Энергопро», а также посольства Республики Польша стали проблемы реализации строительных проектов посредством инвестиционного договора и законодательные препятствия развития рынка строительных услуг.

По состоянию на 1 октября 2014 года зарегистрировано и действует 1182 инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (без учета прекращенных (расторгнутых) проектов). Из общего количества действующих инвестиционных договоров:

  • 331 инвестиционный проект (28 %) завершен;
  • 780 инвестиционных проектов (66 %) находятся в стадии реализации;
  • 71 инвестиционный проект (6 %) не начат или приостановлен.

Вместе с тем, по информации НАИП на декабрь 2014 года прекращено 555 инвестиционных договоров с объемом инвестиций 12,4 млрд. долларов, при этом только за 3-й квартал 2014 г. прекращено 87 инвестдоговоров.

Основные причины расторжения инвестиционных договоров:

  • отказ инвестора от инвестиционного проекта из-за длительных сроков согласования, особенностей земельных участков;
  • отсутствие финансирования (существенное увеличение затрат, изменение условий кредитования, невозможность привлечения партнеров);
  • изменение инвестиционного законодательства (декрет № 10, подзаконные акты); существенное нарушение сроков реализации инвестиционного проекта.

В ходе обсуждения было высказано мнение, что Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» ввел положение об аттестации, которое позволит «убрать» с рынка недобросовестные компании. Но данный Указ имеет и ряд недостатков: например, не учитывается ситуация, когда при реализации проекта застройщик использует высокотехнологичное оборудование и компоненты, отсутствующие на рынке Республики Беларусь. Указ не обеспечивает качество оказываемых услуг.

Также было отмечено отсутствие градации по процедурам. Несмотря на разную сложность и объем работ, всем организациям необходимо получить аттестат для допуска к таким работам – и небольшим компаниям, которые занимаются ремонтом, и крупным компаниям, которые выполняют глобальные модернизации зданий.

Одной из острых проблем является разобщенность государственных органов при получении различных разрешений на строительство. Таким образом, подписывая договор, инвестор самостоятельно тратит время на получение согласований, что существенно сужает временные рамки для непосредственного строительства. При этом у инвестора отсутствует возможность продления срока инвестиционного договора или отказа от реализации при выявлении препятствующих обстоятельств. Кроме того, участники обсуждения отметили отсутствие равноправия между государственным органом и инвестором и не возможности сменить инвестора в договоре.

24 апреля 2015 года Ассоциацией Европейского Бизнеса будет организован круглый стол по проблемам привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь, на котором планируется поднять обозначенные проблемы, а также обсудить возможные варианты их решений.