"Зеленая улица" для инвестора

27.04.2015

Верховенство закона и правильный выбор курса — ключевые факторы притока иностранных инвестиций в страну.

Пакет рекомендаций для правительства Беларуси по созданию условий для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) разрабатывает группа белорусских экспертов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Работа ведется в рамках проекта "Рефорум", который реализуется Белорусским институтом стратегических исследований (BISS, Литва) при поддержке Европейской комиссии и консалтинговой компании Pact.

Предварительные итоги работы обсуждались 24 апреля в Минске на заседании круглого стола "ПИИ как основа модернизации экономики Беларуси".

При этом зампредседателя АЕБ Марина Боровко обратила внимание, что основной акцент при разработке рекомендаций эксперты сделали на привлечение европейских инвестиций в Беларусь.

НАИП не имеет нужного веса. У иностранных инвесторов сегодня очень много вопросов к белорусскому законодательству. В частности, ГК страны предусматривает, что если меняется законодательство, то и нормы инвестиционного договора, в соответствии с которым инвестор реализует проекты в Беларуси, должны быть приведены в соответствие с новыми законодательными нормами.

"Это большая особенность белорусского законодательства в сравнении с той правовой средой, в которой инвесторы привыкли работать", — подчеркнула глава юридического направления АЕБ Марина Дымович.

Между тем правовая среда для инвестора должна быть предсказуемой и стабильной — это аксиома.

Эксперт с ностальгией вспомнила о том, что лет 10 назад в Инвестиционном кодексе Беларуси была прописана норма о неизменности правовых условий для инвестора в течение нескольких лет, — позже эту норму убрали, и это порождает многие проблемы.

Правда, один из участников круглого стола призвал не обольщаться на этот счет — как было сказано, столь привлекательная для инвесторов норма и в то время не работала.

Сегодня инвесторы обеспокоены нормами, связанными с выводом капитала и валютным регулированием в Беларуси. Что касается индивидуальных льгот и преференций, то это вроде бы хорошо для отдельных проектов, но в то же время плохо, так как противоречит принципам открытости. Инвесторы не понимают, почему кто-то получает льготы, а кто-то — нет.

Между тем прозрачность и стабильность законодательства — одни из важнейших критериев для зарубежного инвестора. Любопытно также, что фактически любой зарубежный инвестор, прежде чем войти на белорусский рынок, обязательно поинтересуется долей частного бизнеса в стране.

Эксперты также предлагают создать в стране базу инвестпроектов, которые были отклонены госорганами, с объяснением причин, почему так произошло.

Что касается налогов, то они в Беларуси вроде бы относительно небольшие, отмечали эксперты, но зато здесь есть много дополнительных административных затрат, которых нет в других странах. В результате этого налоговая нагрузка на бизнес в Беларуси оказывается выше.

Один из участников круглого стола привел в этой связи красноречивый пример. В свое время Минфин Беларуси в одночасье увеличил в 5 раз стоимость контрольного знака для маркировки безалкогольных напитков. В результате эта мера перестала быть средством контроля и стала носить эффект дополнительной финансовой нагрузки на бизнес.

Между тем у Национального агентства по привлечению инвестиций и приватизации (НАИП) и Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) сегодня нет полномочий и ресурсов, чтобы быть вовлеченными в процесс разработки и принятия решений в части создания более благоприятной бизнес-среды для привлечения ПИИ.

"Нужно повышать статус агентства. Сейчас, находясь в структуре Минэкономики, мы не имеем того веса, возможностей и власти, которые требуются для принятия необходимых решений. Чтобы проводить более активную и результативную работу по привлечению ПИИ, нужно иметь определенные полномочия", — отметила директор НАИП Наталья Никандрова.

Такое предложение агентство уже направило в правительство. По словам Н. Никандровой, она надеется, "что решение должно быть положительным".

Не ошибиться с ориентацией.

Одним из ключевых факторов привлечения ПИИ в страну эксперт из Польши Яцек Гедройц назвал верховенство закона. Правда, добавил он, любые прогрессивные поправки в законодательство не буду иметь никакого значения, если сами инвесторы не поверят, что они будут работать.

При этом польский эксперт обратил внимание на еще одно обстоятельство, которое играет важнейшую роль при принятии инвестором решения о вложении ПИИ в белорусскую экономику, — стратегический выбор Беларусью ее дальнейшего курса на евразийскую интеграцию.

Аргументируя свой вывод, Я. Гедройц пояснил: поскольку в России нет верховенства права, то если бы даже в Беларуси была идеальная правовая система, то для инвестора она потеряла бы свои преимущества.

Отвечая на вопрос, может ли интеграция с Россией помочь Беларуси привлечь инвестиции, польский эксперт был категоричен. "К сожалению, это невозможно, потому что мы находимся в начале большого разрыва отношений между РФ и ЕС", — отметил Я. Гедройц.

По его словам, в последние 20 лет европейцы жили с иллюзией, "но, к сожалению, сейчас осознали, что разница между системами ценностей в ЕС и РФ огромна и не позволит эффективно взаимодействовать".

Таким образом, "самые большие препятствия в привлечении ПИИ в Беларусь — это отсутствие верховенства права и ее интеграция на Восток", подчеркнул польский эксперт.

Как избежать имиджевых потерь.

Обсуждая насущную для Беларуси тему привлечения ПИИ, участники круглого стола не могли обойти вниманием еще один важнейший аспект этой проблемы.

Недавний арест IT-бизнесмена Виктора Прокопени, которого подозревают в незаконной предпринимательской деятельности в Беларуси, нанес серьезный удар по инвестиционному имиджу страны. Между тем под личные гарантии Прокопени в Беларусь планировала прийти зарубежная компания с инвестициями в размере 100 млн. USD.

"Мое предложение — наладить контакт с правоохранительными органами, чтобы прежде чем привлекать кого-то к ответственности, анализировали экономические последствия для страны", — отметил основатель и руководитель портала tut.by Юрий Зиссер.

Начальник управления госполитики по привлечению иностранных инвестиций Минэкономики Юрий Тараканов в этой связи заметил, что именно таким посылом министерство экономики в подобных случаях и руководствуется.

"Мы неоднократно писали во все соответствующие органы — Следственный комитет, КГБ, МВД, Госконтроль и т. д. и обращали их внимание: прежде чем сделать такой шаг, нужно анализировать последствия данных действий", — подчеркнул Ю. Тараканов.

"И какой ответ получили?" — задали вопрос участники круглого стола. "Во всяком случае, мы доводим нашу позицию по этим вопросам. Надеюсь, ее приняли к сведению", — сказал представитель Минэкономики.

В свою очередь НАИП недавно обратилось в правительство с инициативой создать в Беларуси институт инвестиционного омбудсмена. Создание такого института позволит инвесторам в досудебном порядке решать возможные споры, считает Н. Никандрова.

"Сейчас в определенной мере мы выполняем эти функции, но у нас пока недостаточно полномочий и специалистов, которые могли бы это все организовать", — сказала она.

Эксперты также обратили внимание на необходимость скорейшей активизации работы КСИИ. Этот совет создан в 2001 году как диалоговая площадка для прямого и открытого общения правительства с иностранными компаниями по самым насущным проблемам. Участники круглого стола отмечали, что в свое время КСИИ помог решить ряд актуальных для бизнеса вопросов.

Как отмечалось, рабочие группы КСИИ работают и сейчас, однако на более высоком уровне прежней активности не наблюдается.

В этой связи Н. Никандрова сообщила, что НАИП уже выступило с инициативой стать координатором работы КСИИ. Недавно в совете сформированы новые рабочие группы (одна связана с решением проблем в строительстве, вторая — с решением вопросов по привлечению рабочей силы), и в ближайшее время КСИИ приступит к более активной работе.

Справка "БР"
Окончательный пакет рекомендаций для правительства Беларуси по созданию условий для привлечения ПИИ эксперты Ассоциации европейского бизнеса представят 28-29 мая на конференции "Минск после Риги: Форум о реформах, или Как Беларуси развиваться в новых региональных контекстах".

Татьяна Манёнок, "Белорусы и рынок"