Власти дали гражданам возможность предлагать поправки к проектам законов
31.01.2019
Обсуждения законопроектов на Правовом форуме начались еще в 2014 году, но процедура не была формализована и популярностью не пользовалась. Большая часть законопроектов не набирала ни одного комментария, другие получали от одного до трех комментариев и буквально один-два набирали несколько сотен предложений, но лишь немногие из комментариев были по существу.
Новое постановление окончательно регламентирует порядок обсуждения законопроектов в дополнение к новому закону о нормативно-правовых актах, принятому в июне 2018 года. В нем есть три новые для Беларуси позиции и термины — это оценка регулирующего воздействия, правовой мониторинг и общественное обсуждение.
«Это неплохо, что появляется порядок, как будут обсуждаться нормативные акты. Но с ним есть ряд проблем, и только практика покажет, насколько он полезен», — отметил в комментарии для Naviny.by юрист Алексей Казлюк, сооснователь правозащитной организации Human Constanta.
Основные вопросы в документе вызывают несколько моментов. Первый — какие законопроекты можно выносить на общественное обсуждение, какие нет. Публично комментировать можно проекты, «принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию определенной сферы» либо оказывающие «существенное влияние на условия предпринимательской деятельности».
«Здесь очень много оценочных критериев, которые конкретно не прописаны. Например «существенное влияние». Вот как понять, существенное оно или нет? Если бы были четкие критерии отнесения, было бы понятно, каким образом будет обсуждаться», — отметила Мария Карась, заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса.
Также в постановлении заложена возможность практически любой законопроект не выносить на общественное обсуждение. Оговорено, что публичному обсуждению не подлежат нормативные акты, связанные с национальной безопасностью, бюджетом, налогами, денежно-кредитной политикой — то есть при желании под эти определения можно подвести почти что угодно.
Инициатива вынесения законопроектов на общественный суд тоже ограничена.
Во-первых, для государственных органов она не является обязательной, во-вторых — стать инициатором негосударственным субъектам крайне сложно. Для физических лиц в постановлении прописан заградительный барьер в 50 000 тысяч подписей. Чтобы собрать такое количество подписей, нужна масштабная кампания, требующая значительных финансовых и людских ресурсов.
Вполне логично, что граждане, внесшие предложения по какому-либо проекту закона, будут ожидать обратной связи — были ли приняты их предложения, и если нет, то почему. Но из постановления выходит, что обратная связь не является обязательной.
«Я понимаю госорганы в этой ситуации — хорошо, если поступят проработанные аргументированные комментарии, но чаще это могут быть сообщения не совсем по теме, с лишней информацией», — обратила внимание Мария Карась.
«Это хорошо, что предложения будут обрабатываться и собираться в сводную таблицу. Вопрос, действительно ли она будет публиковаться с проектом нормативного акта. Можно ли будет такие сведения запросить, чтобы узнать, какие предложения не были приняты», — отметил Алексей Казлюк.
Эксперты отмечают, что правовой форум не является единственной площадкой для обсуждения законопроектов, оно может происходить и на других ресурсах, что вносит дополнительные сложности. Но в целом такой шаг можно приветствовать — государство хоть и с массой оговорок, но готово услышать мнение граждан.