Инвестору нужна предсказуемость
01.06.2015

Условия инвестирования в белорусскую экономику отпугивают инвестора своей нестабильностью. О том, что тревожит европейских инвесторов, и о барьерах, которые препятствуют привлечению инвестиций в Беларусь, «БР» рассказала заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса Марина БОРОВКО.
— Наша ассоциация внимательно изучает тему привлечения прямых иностранных инвестиций в страну, поскольку к нам постоянно обращаются европейские компании с вопросами по поводу условий ведения бизнеса и инвестирования в Беларусь.
Формально в стране выстроена достаточно прозрачная и логичная система вхождения инвесторов на рынок: законодательно определен перечень госорганов, с которых в зависимости от объема инвестиций иностранные инвесторы могут начинать реализацию инвестиционных проектов, а также описан сам процесс инвестирования. Одновременно с этим мы видим, что количество эффективно реализованных инвестиционных проектов пока не так велико.
Основная проблема для европейского, да и для любого инвестора, — это нестабильность нашей правовой системы. Частое принятие разного рода нормативных актов, внесение в них изменений, дополнений или их отмену инвесторы называют ключевым фактором, который отрицательно влияет на инвестиционный климат. Кроме того, принятие нормативных актов, противоречащих положениям уже существующей законодательной базы, а также искажение и некорректное толкование существующих правовых норм заставляют западных инвесторов воспринимать белорусское законодательство как нестабильное и непредсказуемое.
По сути, инвестору не так важно, какие законодательные рамки действуют в стране — почти под любые условия можно подстроиться. Важны именно стабильность и предсказуемость. Причем правовая стабильность означает не консервацию существующих норм, а принятие таких нормативных правовых актов, которые предвосхищали бы потребности завтрашнего дня.
Помимо того, нужно вернуть в нормативные акты «стабилизационную оговорку» — принцип, защищающий иностранного инвестора от неблагоприятного ужесточения национального законодательства и подразумевающий сохранение действующего правового режима на протяжении определенного промежутка времени. Во многих странах подобный механизм является основной гарантией стабильности для инвестора.
Бонусом для западных инвесторов стало бы введение гарантий при неблагоприятном изменении законодательства. Например, если в течение срока реализации инвестпроекта существенно ухудшается положение и уменьшается выгода инвестора, то стороны должны иметь возможность изменить инвеcтдоговор и восстановить имущественные интересы инвестора относительно ситуации, наблюдавшейся в день подписания договора.
— Зато в Беларуси предусмотрена система индивидуальных льгот и преференций для отдельных инвесторов. Разве это не дополнительный стимул?
— Это не так хорошо, как кажется на первый взгляд, потому что система индивидуальных льгот не имеет прозрачных правил, а лишь усиливает ощущение нестабильности. Тем более что информация о льготных индивидуальных условиях инвестирования в основном содержится в закрытых распоряжениях под грифом «для служебного пользования». Таким образом, несмотря на то, что индивидуальные льготы действительно могут положительно влиять на формирование интереса к Беларуси, отсутствие понимания четкой логики их получения приводит к неприятию подобной бизнес-модели. Как минимум со стороны европейских инвесторов. Кроме того, индивидуальные льготы усиливают недовольство других инвесторов, которые их не получили и вынуждены конкурировать с коллегами, работающими в гораздо более выгодных условиях.
Оптимальным решением является создание равных условий инвестирования для всех либо для четко обозначенных групп. Такие примеры уже есть: льготные режимы для резидентов свободных экономических зон, Парка высоких технологий, компаний в малых городах, в Китайско-Бело русском индустриальном парке и т. д.
Еще один важный вопрос — неурегулированность порядка применения штрафных санкций к инвестору. Практика показывает, что в ряде случаев сроки и условия инвестиционного договора нарушаются по вине третьих лиц или из-за действия (бездействия) должностных лиц, а не по вине инвестора.
Стоит отметить, что для оправдания штрафных санкций госорганы используют формулировку «интересы государства». При этом чиновники забывают, что государство в неменьшей степени заинтересовано в успешной реализации инвестпроектов, так как это новая инфраструктура, рабочие места, налоги и т. д.
Бомбой замедленного действия для инвесторов является право Республики Беларусь расторгнуть инвестиционный договор «при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором своих обязательств по договору». При этом под «обязательствами» можно понимать обязанность инвестора соблюдать все без исключения пункты, статьи и положения всех отраслей белорусского права. Если буквально трактовать нормы законодательства, отсутствие автобиографии в личном деле одного из работников, просрочка по проекту на один день или снижение на 1 доллар суммы инвестирования из-за банковской комиссии могут служить основанием для прекращения инвестиционного проекта стоимостью в несколько миллионов долларов.
Понятно, что государство стремится защититься от недобросовестного инвестора, но сложившаяся практика негативно влияет на прозрачность инвестиционной системы.
— В качестве одной из основных проблем многие бизнесмены называют отсутствие частной собственности на землю…
— Конечно, европейские инвесторы хотят приобрести в частную собственность землю, на которой реализованы инвестиционные проекты. Де-юре в Беларуси частная собственность юридических лиц на землю существует, но де-факто государство не поощряет предоставление земельных участков в собственность юридическим лицам: практически все они получают участки на праве постоянного пользования (без установленного срока), праве временного пользования (до 20 лет) или аренды (до 99 лет).
Приходится констатировать, что в Беларуси нет свободного рынка земельных участков для юридических лиц.
— Какие риски наиболее существенны для инвесторов?
— Европейские инвесторы традиционно называют риски национализации, реквизиции, ограничений по репатриации доходов, изменений в валютном регулировании и др. К сожалению, наша страна имеет опыт неудачного инвестирования, например: расторгнутые инвестдоговоры с российской компанией «Итера», российско-французской «Данон-Юнимилк», на слуху случаи с кондитерскими фабриками «Коммунарка», «Спартак». Все эти истории активно распространяются в инвестиционной среде, причем нередко в существенно искаженном виде. Мне кажется, государству нужно смелей и активней разъяснять и комментировать обстоятельства подобных ситуаций: каждое решение о расторжении инвестиционного договора должно быть официально опубликовано и сопровождено развернутой мотивировкой. Потенциальные инвесторы получат больше информации для анализа ситуации и расчета своих рисков.
В заключение хочу отметить, что в Беларуси есть примеры успешной реализации инвестпроектов, в том числе европейских компаний, являющихся членами нашей ассоциации. Государству следовало бы более активно использовать и транслировать этот положительный опыт и, что очень важно, поддерживать развитие этих компаний, а не создавать дополнительные барьеры, например, в виде действия контрольных (идентификационных) знаков или необоснованного ограничения товарооборота определенных видов продукции. Чтобы новые инвесторы оценивали свой интерес к белорусской экономике не по обещаниям хороших условий, а по конкретным кейсам уже реализованных инвестиционных проектов.